Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Зачем нужны ФГОС?

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Что предусматривает ФГОС?

Каждый образовательный стандарт включает в себя 3 вида требований:

  • требования к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
  • требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Изменения ФГОС

  • Обновленные ФГОС НОО и ФГОС ООО

    31 мая 2021 года Министерством просвещения Российской Федерации утверждены федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования (далее – ФГОС НОО 2021, ФГОС ООО 2021). Обновленная редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ, а также учета интереса и возможностей как образовательных организаций, так и обучающихся.

    Детализация и конкретизация требований к результатам образовательной программы, зафиксированные на уровне ФГОС, работают на повышение прозрачности образовательной деятельности ОУ. Общедоступный нормативный документ дает ответ на вопрос о том, чему должна учить современная российская школа. Таким образом, создается единая содержательная основа для обеспечения качества реализации общеобразовательных программ, в том числе с включением в этот процесс заинтересованного родительского сообщества. В документе закрепляется инклюзивный характер образовательной среды и содержится требование к обеспечению полноценного доступа к инфраструктуре школы детей с ограниченными возможностями здоровья.

    С 1 сентября 2022 года обучающиеся 1 и 5 классов учатся по обновленным ФГОС НОО и ФГОС ООО.

    Обновленные ФГОС продолжают общую концепцию действующих ФГОС:

    1. Во-первых, основой организации образовательной деятельности в соответствии с обновленным ФГОС остается системно-деятельностный подход, ориентирующий учителей на создание условий, инициирующих активную деятельность обучающихся на уроках.
    2. Во-вторых, в обновленном ФГОС ООО сохраняется привычная для школ и учителей структура основной образовательной программы и механизмы обеспечения ее вариативности, к числу которых относятся: наличие двух частей образовательной программы (обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений), возможность разработки и реализации индивидуальных учебных планов. Также в целях обеспечения индивидуальных потребностей, интересов учеников, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей школы вариативная часть образовательных программ начального и основного общего образования включает курсы внеурочной деятельности.
    3. В-третьих, структура требований к результатам реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования также остается неизменной и состоит из групп требований к предметным, метапредметным и личностным результатам. В обновленном ФГОС остается неизменным положение, обуславливающее использование проектной деятельности для достижения комплексных образовательных результатов.
    4. В-четвертых, остались без изменений обязательные для изучения предметные области учебных планов начального общего и основного общего образования.

    Во ФГОС 2021 сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. ФГОС 2021 также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание. ФГОС 2021 описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи.

    Благодаря обновленным стандартам, обучающиеся получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, участвовать в проектной деятельности. Особое внимание уделяется формированию функциональной грамотности обучающихся, а также воспитательной деятельности как способу достижения личностных образовательных результатов.

  • Обновленный ФГОС СОО

    Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования.

    С 1 сентября 2023 года обучающиеся 10-х классов перейдут на обучение по обновленному федеральному государственному стандарту среднего общего образования.

    Обновленный ФГОС СОО выдвигает три группы требований:

    1. К результатам освоения основной образовательной программы.
    2. К структуре основной образовательной программы.
    3. К условиям реализации основной образовательной программы.

    Чем отличается новый стандарт от предыдущих?

    • Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования.
    • Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности обучающихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.
    • Третье принципиальное отличие новых стандартов от предшествующих версий – это отличие в структуре.

    ФГОС ориентирует образование на достижение качества, соответствующего современным запросам личности, общества и государства. Особенность нового стандарта в том, что он вводится как общественный договор. Теперь заключается трехсторонний договор между родителями, образовательным учреждением и руководителем муниципального уровня, где прописаны права и обязанности каждой стороны. Главная задача школы предоставить обучающимся качественное образование.

    Родители обучающегося обязаны:

    • обеспечить посещение обучающимся занятий согласно учебному расписанию и иных школьных мероприятий, предусмотренных документами, регламентирующими образовательную и воспитательную деятельность лицея;
    • обеспечить выполнение обучающимся домашних заданий.

    Введение обновленного ФГОС СОО во многом изменит школьную жизнь обучающихся. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы общеобразовательной организации. Принцип интеграции обучения и воспитания, заложенный в основу Федеральной образовательной программы (ФОП СОО), предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности, предполагающий направленность учебного процесса на достижение личностных результатов освоения образовательной программы.

    Именно поэтому в стандарте, например, детализирована Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся, а учебные программы ориентированы на развитие их самостоятельности, индивидуализация учебной деятельности достигается комплексной организацией урочной и внеурочной деятельности, использования потенциала проектирования, моделирования, учебно-исследовательской деятельности. Что позволяет наблюдать ориентацию деятельности всех субъектов образовательных отношений на овладение опытом разрешения различного вида учебных и внеучебных задач, подготовки обучающихся к жизни в современном быстро меняющемся мире.

    Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося.

    Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми обучающийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов и выражены в деятельностной форме.

    Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают "общеучебные умения", "общие способы деятельности", "надпредметные действия" и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы школы реализует системно-деятельностных подход.

    Важным элементом формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени среднего общего образования, обеспечивающим его результативность, являются ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД.

    Какие требования к результатам обучающихся устанавливает обновленный ФГОС СОО?

    Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего общего образования:

    • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
    • метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
    • предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.