Выявление и обучение одаренных детей – специфическое направление в образовании. Такая работа требует от педагога, преподавателя особых компетенций, позволяющих раскрыть потенциал ребенка. Одаренные дети поддерживаются государством.

Кого считают одаренным?

Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одаренными:

  • дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
  • дети с высоким уровнем творческих способностей;
  • дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности;
  • дети, хорошо обучающиеся в школе;
  • дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.

Выявление одаренных детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. Поэтому выявление одаренных детей необходимо проводить уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.

Особенности работы с одаренными детьми в школе

ФГОС второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы ее достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одаренного ребенка не на получение определенного объема знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно на основе полученного материала.

Формы работы с одаренными детьми

  1. Классно-урочная работа – это творческое добывание знаний, развитие мыслительных способностей. Учащиеся работают в парах, группах. На уроке создается ситуация познавательного затруднения, когда необходимо самим решать проблему. Даются разноуровневые задания, включаются задания повышенной сложности, научно-исследовательского уровня. Проводятся опыты, выполняются творческие задания. Дискуссии.
  2. Индивидуальные занятия. В работе с одаренными учащимися важен личностно-ориентированный подход, максимальное раскрытие и развитие индивидуальности ученика по предмету, который он сам выбирает. Каждый ребенок уникален и неповторим, необходимо заниматься лишь тем, что интересно ученику. Важно не усвоение знаний, а накопление личного опыта и умение использовать накопленный опыт. Это и будет подготовка к олимпиадам, викторинам, интеллектуальным марафонам, конференциям школьного и районного уровня и т.д.
  3. Внеурочная деятельность – это групповые занятия. Предлагаемые занятия призваны, в большей степени обратить внимание на то, что не всегда удается реализовать на традиционном уроке, а именно:
    • развитие концентрации внимания;
    • развитие мышления;
    • тренировка внимания;
    • тренировка слуховой памяти;
    • тренировка зрительной памяти;
    • совершенствование мыслительных операций;
    • совершенствование воображения;
    • развитие логического мышления.
  4. Предметные недели. Для одаренных учащихся это возможность для получения новых знаний, их преобразованию, применению, углублению и расширению по конкретному предмету. Стимулирование к самостоятельной творческой деятельности. Во время предметной недели проводятся: олимпиады, викторины, творческие конкурсы, сочиняют стихи, сказки, рисуют газеты, картины, играют в словесные игры, КВН, пекут пироги и т.д.
  5. Проектная деятельность. Учащиеся занимаются проектной деятельностью с 1 класса. Проектный метод – это обучение через "делание". Учащиеся самостоятельно ставят учебную проблему, собирают информацию, решают проблему, делают вывод. У одаренных учащихся есть потребность в исследовательской и поисковой активности, что позволяет погрузиться в творческий процесс. Нужно поощрять ребенка за оригинальные идеи, не сдерживать инициативу. Результатом проектной деятельности учащихся является участие в школьной научно-практической конференции, а затем в районной и городской.

Документы